zag77

Photos en tout genre

Aviation, Fontainebleau, Italie, Russie, Automobile et plus encore !


Previous Entry Share Next Entry
zag77

Le destin du Tupolev Tu-144. Судьба сверхзвукового Ту-144 1/2

Histoire de la restauration du Tupolev 144, le Concorde russe, par des passionnés d'aviation.
Postée à l'origine par fotografersha sur Судьба сверхзвукового Ту-144 СССР-77106
Говорят, что время лечит. Увы, время только стирает из памяти и разрушает. Чтобы сохранить, а порой и возвратить утраченное, нужен постоянный напряженный труд. Сегодняшний рассказ – о волонтерах, работающих в Музее Военно-воздушных сил в Монино, и об их мечте – восстановлении первозданного облика самолета Ту-144 с номером СССР-77106.
On dit que le temps guérit de toutes les blessures. Hélas, le temps efface la mémoire et détruit. Pour garder, et parfois restituer, cela demande des efforts constants. Le récit d'aujourd'hui, sur les volontaires travaillant dans le Musée des Armées de l'air à Monino, et sur leur rêve,  la restitution de l'aspect originel de l'avion Tu-144 immatriculé du temps de l’URSS 77106.
Ту-144 77106


2015
Работа волонтеров в Музее ВВС началась 10 лет назад, 18 июня 2005 года. Тогда, накануне проведения авиашоу «Летающие легенды», руководство музея допустило добровольцев к помывке самолета. Собравшиеся почти 50 человек, предварительно закупив в ближайшем магазине ведра, тряпки и щетки, смогли отмыть фюзеляж от толстого слоя грязи.
Le travail des bénévoles au Musée des Forces Aériennes a commencé il y a 10 ans, le 18 Juin 2005. Puis, à la veille du spectacle aérien "Flying Legends" Le musée a autorisé les bénévoles à laver l'avion. La cinquantaine de personnes réunies, ayant acheté préalablement dans le magasin le plus proche des seaux, des chiffons et des brosses, ont pu laver le fuselage d'une grosse couche de boue.
Ту-144 77106 Монино
Как водится, праздник отгремел, и все вернулось бы на круги своя, если бы не понимание ценности одного из крупнейших в мире авиационных Музеев и решительное желание не допустить повторения судьбы Ходынки.
Эти благородные мотивы объединили десятки людей: новоиспеченная организация добровольных помощников Музея ВВС пополняла свои ряды специалистами, обладающими ценными знаниями, и бескорыстными любителями авиации, которые быстро набирали опыт в реставрационном деле.
L’organisation nouvellement formée de bénévoles du Musée des Forces aériennes, a mélangé des professionnels ayant de précieuses connaissances et les amateurs de l'aviation qui ont rapidement acquis une expérience dans le secteur de la restauration.
Ту-144 77106 Монино
Это совершенно разные люди – по возрасту, полу, образованию, профессии. Например, именно благодаря терпению и усердию представительниц прекрасного пола удалось вычистить тонны грязи из салонов восстанавливаемых экспонатов, провести перетяжку кресел, фасовку силикагеля и сделать многое другое. Словом, работа находилась для каждого, а уж энтузиазма было не занимать.
Ce sont des gens complètement différents, par l’âge, le sexe, l’éducation, la profession. Par exemple, grâce à la patience et la zèle des femmes, on a réussit à nettoyer les tonnes de saleté des salons, à collecter des éléments récupérables, nettoyer des fauteuils, collecter des emballages de gel de silice et bien plus encore.

По мере накопления авторитета в глазах музейной администрации, добровольным помощникам стали доверять все более ответственные процедуры и, в конце концов, допустили и до самих экспонатов.
L’administration du musée a pu constater le sérieux des bénévoles dans leurs travaux de restauration.
Ту-144 77106
2015
Разруха
Проведя первые работы на самолете накануне авиашоу, энтузиасты не забросили «тушку». Всю снежную зиму 2005-2006 года машину очищали от снега. А по весне приняли непростое, но ответственное решение – восстановить интерьер кабины и пассажирского салона.
Почему решение было непростым? Глазам волонтеров предстало зрелище чудовищной разрухи. Охотники за цветными металлами, да и просто вандалы, раскурочили и разворовали всё, что только можно было. Кабина лишилась большинства приборов.
Dévastation
Au printemps 2006, les bénévoles prirent une décision difficile : restaurer l'intérieur de la cabine de pilotage et le compartiment des passagers.
Pourquoi la décision était difficile ? Aux yeux des  bénévoles, se présentait le spectacle de ruine et de destruction. Les chasseurs de métaux non ferreux, et tout simplement des vandales et voleurs ont pillé tout ce qu'ils pouvaient. La cabine a perdu la plupart de ces appareils.


2005
Причем почти все приборы были уникальны и найти их сейчас, даже на черном рынке, не представляется возможным.
Presque tous les instruments étaient uniques et introuvables, même sur le marché noir.

Обшивку в поисках «нужного» варварски разрывали, и первое время с потолка свисала куча проводов и пластика, затрудняя даже проход по салону.

Помимо рукотворного бедствия, повсеместно обнаруживались следы пагубного воздействия природно-климатических факторов. Остекление за несколько десятков лет помутнело, поролон в сиденьях сгнил и выкрошился. Еще страшнее то, что под слоями кустарно нанесенной краски возникли очаги коррозии.
En plus des actes de malveillance, ont a constaté  les effets nocifs du climat. Le vitrage après des décennies en plein soleil,  est devenu trouble; de la mousse a été trouvé dans le siège (pourriture). Encore plus effrayant, sous les couches de peinture sont apparus des foyers de corrosion.

Но глаза боятся, да руки делают. И усилиями волонтеров, при поддержке специалистов отрасли, ряда крупных компаний, и без помощи со стороны администрации музея, работа закипела. Целый год из салона и кабины выгребали мусор, мыли, чистили от снега и наводили хоть какой-то порядок. После этого настал черед восстановительных работ.
Mais si les yeux ont peur, les mains font. Et avec les efforts des bénévoles, avec l'appui des experts de l’industrie, un certain nombre de grandes entreprises, et sans l'aide de l'administration du musée, le travail a commencé à « jaillir ». Il a fallu un an pour nettoyer, déblayer et mettre un peu d’ordre. Après cela, ce fut le début de la reconstruction.


Il a fallu près de dix ans pour éliminer ce que certains vandales ont fait en quelques jours.



Большое содействие оказал «Аэрофлот». Авиакомпанией было передано в музей немало ценного оборудования со старых списанных «тушек», включая так необходимые запчасти, предметы интерьера советских самолетов, бортовые огнетушители, инструмент и т.д.
Les carlingues déclassées d’avions de l’Aeroflot cédées au musée, ont permis de récupérer des pièces de rechange, des composants d’aménagement intérieur et autres objets de l'époque soviétique.

Трапы и стремянки
Для проведения даже простейших работ на самолете необходим комплект стремянок. А для того, чтобы организовать посещение салона во время Дня открытых дверей, необходимы настоящие трапы.

Руководство «Яковлева» подарило музею две стремянки, одна из которых – с подъемом площадки до 8 метров. Такая стремянка входила в состав наземного оборудования Ту-144 и предназначалась для доступа на верхнюю часть фюзеляжа. Именно с нее можно обеспечить помывку «крыши» и нормальный доступ к механизму передних крылышек.
Les passerelles et les échelles doubles
La direction de Yakovlev a offert au musée deux échelles doubles, dont une pouvant montée jusqu’à 8 mètres. Une telle échelle double faisait partie de l'équipement  du Tu-144  et était destinée à l'accès pour la partie supérieure du fuselage.



Аэропорты «Внуково» и «Домодедово» оказали музею помощь, выделив по два списанных, но вполне ремонтируемых и пригодных к дальнейшему использованию самоходных трапа.
Les aéroports "Vnoukovo" et "Domodiedovo" ont aidé le musée, en cédant deux passerelles déclassées.
Ту-144 77106 Монино

Своими силами за несколько сезонов был сооружен бетонный карман для трапа.
Ту-144 77106 Монино

Теперь появилась возможность обеспечить «цивилизованный» доступ в салон самолета.


Шасси
За годы экспонирования давление в пневматиках колес практически исчезло и самолет «сел на обода». Резина для Ту-144 уникальна и давно уже не выпускается, но со временем из Жуковского смогли доставить старые использованные шины, снятые с Ту-144ЛЛ.

Les trains d'atterrissage
Au fil des ans les  pneus se sont dégonflés et l’avion a fini sur les jantes. La gomme des pneus pour le Tu- 144 était unique et ont cessé d’être fabriqué depuis longtemps. Mais l’aéroport de Joukovski pourrait livrer des vieux pneus usagés pris sur le Tu- 144LL .
Ту-144 77106 Монино

В избежание дальнейшей деформации пневматиков, в 2010 году самолет установили на специальные подставки.
Afin d'éviter d'autres déformation des pneumatiques , en 2010 l'avion a été placé sur un support spécial.
Ту-144 77106 Монино

Под переднюю опору, из под которой бетонная плита после дождей стала «уплывать» в сторону и грозила перекосить самолет, уложили большой швеллер, а позже с помощью трактора подвинули плиту на место.
Sous le train avant, la dalle de béton a commencé sous l’effet des pluies, à glisser sur le côté et menaçait de fausser le plan d’appui. Les bénévoles ont mis le train avant sur une poutre et avec l’aide du tracteur ont déplacé la plaque.
Ту-144 77106 Монино
2012
Пока самолет уверенно стоит на середине плиты. Вполне возможно, что в будущем придется повторить процедуру при необходимости.
La position de l'avion a été stabilisée, mais il n'est pas impossible que l'opération se répète à l'avenir (gel et dégel).
Ту-144 77106 Монино

Не сразу, но энтузиастам удалось вернуться к отложенному ранее вопросу реставрации колес. Колеса в свое время поменяли, но и они далеко не новые. Магниевые диски помаленьку кушает коррозия.
Les roues ont été changées en même temps, mais elles sont loin d'être neuves. Les jantes en magnésium sont progressivement « mangées » par la corrosion.


Поэтому очаги пришлось буквально спиливать болгарками, изъяны шпаклевать, диски – шлифовать, а затем все грунтовать протравным и эпоксидными грунтами и готовить под покраску.
Les jantes ont été décapées, mastiquer, poncer avant d'être peintes.


Сейчас шасси выглядят так:
Maintenant les trains sont dans cet état :
Ту-144 77106
2015
Ту-144 77106
2015
Стойку тоже красили сами.
Les réacteurs sont également peints
Ту-144 77106
2015
Посадочные фары для передней стойки шасси предоставила фирма Туполева.
Phares de roulage pour le train d'atterrissage avant fournis par Tupolev.
Ту-144 77106 Монино

Иллюминаторы
Остекление салонов и носа за 30 лет стоянки под палящим солнцем совершенно потеряло прозрачность, помутнело и пожелтело. Каждый иллюминатор из новейшего в то время оргстекла Э-2, предназначенного для эксплуатации в условиях высоких температурных и скоростных нагружений, был подвергнут шкурению с последующей полировкой. Работали в полной химзащите, так как стекло Э-2 содержит фтор. Разумеется, в первозданный вид их привести уже невозможно, но теперь хоть стало видно, что происходит внутри и снаружи лайнера.
Les hublots de la cabine passager et du cockpit ont été exposés au soleil brûlant pendant 30 ans. Ils ont complètement perdu leur transparence. Le polissage des verres a été effectué dans une tenue de protection chimique, car le verre contient du fluor afin de résister à de hautes températures. Bien sûr, il n’a pas été possible de retrouver l'aspect original mais au moins maintenant on voit ce qui se passe à l’intérieur et à l’extérieur de la carlingue.
Ту-144 77106 Монино

Кабина
Охотники за цветными металлами в процессе грабежа разворотили центральный пульт. Откручивать его им было лень, поэтому выдрали всё ценное «с мясом». В жалком состоянии находились и кресла пилотов.
La cabine
Les voleurs de métaux ont pillé le cockpit et ont défoncé le pupitre central. Ils ont littéralement arrachés les équipements. Les fauteuils des pilotes étaient dans un piteux état.
Полученные от партнеров приборы позволили примерно на 60% укомплектовать разграбленные приборные доски в кабине экипажа. Кое-что из старого запаса нашли в Жуковском у туполевцев, а что-то пришлось покупать у барыг за баснословные деньги. Несмотря на пожертвования посетителей, 90% средств по-прежнему вкладывались из личных денег волонтеров.
На остальные указатели, индикаторы и пульты поставили зеленые заглушки. Зрелище было не особо оптимистичное. Получилось примерно так.
Les appareils reçus des partenaires ont permis de compléter environ 60 % du tableau de bord pillé dans la cabine de l'équipage. Quelques appareils d'un vieux stock ont été trouvé à Joukovsky chez Tupolev. Il fallut acheter quelques pièces au marché noir pour une somme importante. Malgré les dons des visiteurs, 90 % des moyens étaient toujours financé par l'argent personnel des volontaires.
Ту-144 77106 Монино

Выгнутый и помятый корпус центральной консоли полностью сняли, разобрав при этом полсамолета. Волонтерам пришлось освоить профессию жестянщика и покрасчика.
Les bénévoles ont dû apprendre le métier de carrossier.
Ту-144 77106 Монино
Однако результат того стоил.
Toutefois, le résultat en valait la peine.


Деформированную и не подлежащую восстановлению ручку открывания форточки в кабине сделали с помощью 3D-принтера.
Les poignés de par leur forme, ont été faites avec l'aide de l’imprimante 3D.
Ту-144 77106 Монино

Однажды, зайдя в кабину для проверки состояния, обнаружили последствие очередных киносъемок на борту, которые любезно организовывал музей. Безымянный вандал-телевизионщик поиграл в летчика. Кнопка на штурвале, на самом видном месте, была уничтожена. Замены, естественно, нет.
Похожая кнопка была найдена в магазине радиодеталей, а гравировку делали на фрезерном станке с ЧПУ.
Un jour, en allant à la cabine pour vérifier l'état du cockpit, on c’est aperçu qu’une dégradation avait été faite sur le manche du pilote lors d’un tournage organisé par le musée. Le bouton sur le volant avait été détruit.
Un bouton similaire a été trouvé dans un magasin de composants électroniques et la gravure effectuées sur une fraiseuses à commandes numériques.


Ту-144 77106

Требовали реставрации кресла пилотов. Краска на них облезла, кожаная обивка вытерлась, мягкие части подушки сгнили, а механизмы заедали. На демонтаж одного кресла уходил целый день.
Les sièges des pilotes ont été complètement démontés afin d'être restauré.

2010
С деталей каркаса кресла смывалась старая краска. Неимоверными усилиями все многочисленные узлы были вновь собраны, и публике предстала внушительная конструкция с кожаными подушками, откидными подлокотниками и рельефной выделкой чехлов на манер спортивных авто.
Ту-144 77106 Монино
2010
Специально для вандалов и мародеров хотелось бы отметить, что все закупленные приборы на борту не остаются. По окончании праздников все ценное немедленно снимается и хранится под замком.
Февраль 2015:
Ту-144 77106
2015
Ту-144 77106
2015
Ту-144 77106
2015
Салоны
Параллельно шли работы по пассажирским салонам. Поскольку весь огромный лайнер силами волонтеров отреставрировать было невозможно, решили сконцентрироваться на первом салоне «люкс» и втором, малом салоне туристского класса. Нужно было заменить обивку, порезанную вандалами, починить шторки на иллюминаторах, восстановить разбитые пульты индивидуального обслуживания пассажиров. Что-то частично заимствовали с третьего, самого большого салона.

Salons
En parallèle, le travail a continué dans l’habitacle. Il était impossible de restaurer la cabine principale des passagers et les bénévoles ont décidé de se concentrer sur le salon «luxe» et la seconde, une petite cabine de classe touriste. Il était nécessaire de remplacer la garniture, coupé par des vandales, fixer les rideaux sur les fenêtres, changer les télécommandes de service passager cassées en les prenant dans la cabine principale.

Ту-144 77106
2015
2005. Почти за 40 лет поролон внутри сидений сгнил, рассыпаясь на пол липкой крошкой, обивка замусолилась и обвисла, откидные столики исчезли.
La mousse à l'intérieur des sièges a pourri, en se répandant sur le plancher en miettes collantes. Les petites tables à bascule ont disparu.
Ту-144 77106 Монино
2005
Блоки кресел поочередно демонтировали и ремонтировали в ангаре, потратив на это почти целое состояние из личных средств.
La restauration des sièges.
Ту-144 77106 Монино

Комплект столиков для «люкса» нашелся на фирме «Туполева», но они пообещали сделать новые с нуля.
Des tablettes fixes « luxe » ont été trouvées chez Tupolev, mais ils ont promis d’en refaire de nouvelles.
Ту-144 77106
2015
Оригинальные «антимакасары» (салфетки-подголовники) предоставил «Аэрофлот».
House de fauteuil originale (serviettes, appui-tête) fournies par l’Aeroflot.
Ту-144 77106
2015
Материал внутренней облицовки, подходящий для ремонта панелей салона, нашелся на автомобильном заводе.
Le matériel pour réparer l’habillage intérieur, a été trouvé dans une usine automobile.


Ту-144 77106
2015
Третий салон
Третий, самый большой пассажирский салон в целом сохранился за исключением деталей: полностью сгнил поролон сидений, а большинство пультов-нумераторов оказались разбиты.
Le troisième salon
 Il est dans l'état original hormis la pourriture à l'intérieur des sièges.

Ту-144 77106 Монино

Целые панели ушли на комплектацию первого и второго салонов, а остальные были выломаны.
Les panneaux entiers sont partis pour la dotation des premiers et deuxièmes salons.

Одна из небольших частных компаний согласилась выточить пресс-форму и отштамповать партию деталей взамен разбитых по себестоимости, счет оплатил музей.
Une des petites entreprises privées a accepté de faire un moule et forger un lot de pièces au prix de revient (les frais payés par le musée).


Эпопея с подгонкой и установкой новых панелей затянулась на три года. Нужно было прорезать некоторые отверстия, не поддающиеся литью, разделить детали на левый и правый борт, зашпаклевать утяжины, подогнать по месту, загрунтовать, покрасить и собрать.
L'installation des panneaux a duré 3 ans car il a fallu les adapter à la cabine.


Часть оригинальных кнопок вызова бортпроводника была утрачена, их вместе с крышками пультов пришлось заменять новоделами. Вначале все тщательно обезжирили, затем тонкий слой праймера по пластику и три слоя двухкомпонентной краски с промежуточной просушкой каждого слоя.
Une partie des boutons d'origines, "appel de l'hôtesse", ont été perdu. Ils ont été entièrement refaits.
Ту-144 77106 Монино

Всего было изготовлено около полусотни панелей.


Получились как живые.
Ту-144 77106
2015
Начинение новым поролоном кресел третьего салона заняло весь 2014 год и начало 2015 и буквально неделю назад салон укомплектовали полностью!
Le troisième salon presque opérationnel.
Ту-144 77106
2015
Восстановлены все 120 кресел экономического класса. Каждый чехол был подписан и впоследствии кресло стоит на своем историческом месте. Вместе с материалом и транспортировкой реставрация кресел обошлась в 120 тысяч рублей.
La restauration des fauteuils de la classe économique a coûté à 120 000 roubles.
Ту-144 77106
2015
Одно откидное кресло оставили в первоначальном виде, чтобы можно было сравнить как все выглядело до реставрации.
Ту-144 77106
2015
Носовая часть
С самого начала реставрации было желание привести самолет в более зрелищную посадочную конфигурацию с опущенным носом и выпущенными крылышками. После длительных работ по промывке, смазке и реанимации всех устройств, удалось вручную с помощью резервного механизма опустить нос самолета.

La pointe
Dès le début de la restauration il y avait un désir d'amener l'avion à la configuration la plus spectaculaire d'atterrissage avec le nez baissé et les ailettes ouvertes. Après des travaux de lavage, graissage et la restauration de toutes les installations, ils ont réussit à baisser à la main, avec l'aide du mécanisme de réserve le nez de l'avion.



Затем была отлажена электрическая система, и теперь передние крылья выпускаются и убираются, встают на замки, концевые выключатели своевременно срабатывают и моторы выключаются.
Ту-144 77106
2015
Работа не прекращается
Из месяца в месяц самолет преображается, и изменения видны повсеместно. Только за прошлый год восстановлена работоспособность датчиков указателей температуры воздуха в салонах. Начата работа по установке нового силового распределительного щита, через который самолет будет запитываться электроэнергией.

Le travail ne s’arrête pas !
Mois après mois l’intérieur est transformé, et les changements sont visibles partout. Le travail d’installation d’une nouvelle carte de distribution d'alimentation a commencé. Elle servira a alimenté l'avion en électricité.

Ту-144 77106
2015
Как и было в оригинале, управление светом будет осуществляться со щитков бортпроводников. Будут реализованы режимы 50% и 100% мощности, а также дежурный свет. Последний работал от сети 28 Вольт и со временем будет восстановлен в оригинале, пока же оживлена примерно половина лампочек.
Comme à l’origine, la gestion de la lumière se fera à partir des écrans des hôtesses de l'air. On a rebranché les modes à 50 % et 100 % de la capacité, ainsi que la lumière de service. Ce dernier mode travaillait avec un réseau de 28 volts et sera restauré avec le temps comme l'original.
Ту-144 77106
2015
Постоянная забота
Во время сильных снегопадов крыло Ту-144 площадью 500 квадратных метров покрывается очень тяжелой снеговой шапкой. А во время оттепели, пропитавшись водой, огромная масса снега может нарушить центровку и поставить самолет «на дыбы». Поэтому зимой особенно важно регулярно проводить очистку самолета от снега. Бригада из трех волонтеров, вооруженных лопатами, тратит почти весь световой день на очистку крыла.
Soins constants
Pendant de fortes chutes de neige, l'aile du Tu-144 se couvre d’un manteau neigeux très lourd sur 500 mètres carrés. Et pendant le dégel, l’eau imprègne le sol et peu déstabilisé l’assise de l’avion. C'est pourquoi en hiver, il est particulièrement important de nettoyer régulièrement la neige sur l’avion. L'équipe de trois volontaires armés des pelles, passe presque toute la journée pour nettoyer l'aile.

Ту-144 77106 Монино

Еще одна беда – сырость. В ходе восстановительных работ при снятии потолочных панелей была обнаружена влага под теплоизоляцией, обшивка фюзеляжа изнутри пропитана водой. В этих условиях неизбежно возникают очаги коррозии, грозящие уничтожить лайнер.
Чтобы избавиться от сырости, которая появляется внутри Ту-144 в периоды оттепели, было закуплено несколько сотен килограммов силикагеля, который своими силами волонтеры фасовали в хлопчатобумажные мешочки, заботливо сшитые девушками из старых простыней и наволочек. Мешочки равномерно разложены в салоне по багажным полкам, карманам кресел, шкафам и пазухам.

Un autre problème: l'humidité. Pendant les travaux de restauration, lors de la suppression des panneaux de plafond, les bénévoles ont découvert l'humidité sous l'isolation; l'intérieur du revêtement du fuselage était imbibé d'eau. Les foyers de corrosion menaçaient de détruire la carlingue.
Pour se débarrasser de l'humidité, il a été acheté quelques centaines de kilos de gel de silice, qui ont été emballé dans des sacs de coton. Les sacs ont été uniformément répartis dans la cabine.



Но первоначальные меры по осушению самолета не решили проблему. Еженедельный прогрев салона моторным подогревателем МП-85, известным как «Горыныч», не смог изгнать влагу.
Тогда в конце 2013-го был запущен проект на boomstarter.ru  по приобретению специального промышленного осушителя воздуха. и нужную сумму собрали.
За неполный день работы в закупленных осушителях собралось по литру воды. Эти два литра могли бы точить самолет изнутри.

Mais les mesures initiales du drainage de l'avion n'ont pas résolu le problème. Le chauffage de la cabine par un chauffe-moteur n'évacuait pas l'humidité.
Puis à la fin 2013 on lançait le projet sur boomstarter.ru pour l'acquisition d’un déshumidificateur industriel spécial. La somme nécessaire a été recueilli.

Показать товар лицом
После перелета в Монино в начале 1980 года на протяжении почти 30 лет посетители музея не имели возможности осмотреть салон. Впервые Ту-144 раскрыл двери для посетителей во время проведения Дня открытых дверей 9 мая 2009 года. И для многочисленных посетителей, и для самих волонтеров этот день был праздничным вдвойне – была одержана победа над забвением и разрушением.



?

Log in

No account? Create an account